Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Давыдов психологические проблемы процесса обучения младших школьников

Диссертация на тему «Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы :В системе развивающего обучения Давыдова» автореферат по специальности ВАК 13. Давыдова тема диссертации и автореферата по ВАК 13. Теоретические и практические предпосылки становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы 1. Сущность понятий "ценность" и "отношение" в философском, социологическом, психологическом и педагогическом аспектах. Анализ состояния проблемы ценностного отношения к учебной деятельности учащихся в педагогической теории и практике. Моделирование педагогических условий становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся в системе развивающего обучения Сущность педагогических условий и обоснование их значимости для процесса становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы. Модель становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы. Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности представленной модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы 3. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы по становлению ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы. Введение диссертации часть автореферата На тему "Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы :В системе развивающего обучения Успех духовного и нравственного возрождения общества во многом зависит от развития современного отечественного образования. В настоящее время господствующей формой обучения является обучение по внешней целесообразности. Лишь у незначительной части учащихся формируется учебная деятельность как самодеятельность, когда учение становится для них жизненно необходимым, приносящим им ценностно желаемые переживания. Вероятно, это связано с тем, что ребенок приходит в школу и включается в учебный процесс отчасти вынужденно и стихийно, без достаточного осознания смысла и значимости учения лично для. Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная. Появление в жизнедеятельности ребенка принципиально нового вида деятельности предполагает проявление особого отношения со стороны учащегося к процессу учения и его результату. Тем не менее, анализ работы школы показывает, что учебная деятельность зачастую не является личностно значимой для школьников. Однако она по своему содержанию и организации позволяет развивать адекватные ей потребности, смыслы и значимость, а также ценностное отношение учащихся. На пути достижения этой цели серьезной преградой встает негативное отношение к учению у значительной части учащихся. Оно возникает как результат безуспешного поиска учеником личного смысла учебной деятельности. Поиск смысла проявляется уже в младшем школьном возрасте и усиливается в средних и старших классах. Не обнаружив перспективное и непосредственное значение учения лично для себя, ученик такое учение считает бессмысленным и может проявлять к нему негативное отношение. С подобными учащимися ведется работа в основном принудительного характера, которая дает отрицательный эффект: резко снижается успеваемость, происходит отчуждение ученика от учебной деятельности и ее результатов, усиливается негативное отношение. Отрицательное отношение ученика к учению главным образом порождается самим процессом обучения, который мало связан с потребностями учащегося. Во-первых, в настоящее время общеобразовательное значение среднего обязательного образования фактически для ученика не является ведущим среди других его значений и не становится одинаково необходимым для всех школьников. Во-вторых, общеобразовательное значение учения в школе отодвигается на второй план также из-за императивности методов обучения. Они часто навязывают способ учения ученикам, не актуализируя и не развивая его потребности, заставляя заучивать готовые ответы и готовые вопросы. Такой характер обучения обусловлен сохраняющимися теоретическими представлениями о целях обучения на уроке, о целях учения, о формировании мотивов и стимулов учения, о создании противоречий, действующих в учебной деятельности, о соотношении субъекта учебной деятельности и объекта педагогической деятельности, о функциях методов обучения. Эти представления неадекватно отражают реальный учебный процесс. Несоответствие состоит в следующем: 1. Не определяя отдельную субъективную цель ученика и ее соотношение с целью учителя, предлагают, а часто и просто навязывают школьникам цели, которые как правило не ясны и не понятны им, а нередко и объективно не нужны. Существующая педагогическая концепция формирования мотивов учения конечными побудителями учения неправомерно выдвигает идеальные побудители познавательный интерес, потребности, чувство долга и ответственности и т. Это означает, что данная концепция ориентирует теорию и практику обучения на непосредственное обращение к сознанию ученика, не придавая особой роли усилению объективного значения учебной деятельности лично для ученика. В итоге такой подход заставляет обращаться к принуждению. Согласно имеющимся педагогическим представлениям, разрешение противоречия, которое является движущей силой формирования учебной деятельности, возникает, когда перед учениками ставятся задачи и вопросы, опережающие их уровень актуального развития, в также знаниям и способам решения этих задач, следовательно, требующих поиска новых знаний и способов решения. Предполагается, что эти затруднения и активизируют ученика. Поскольку на практике не обеспечивается ожидаемая активность, то появляется необходимость принуждения к деятельности. В итоге зачастую за все время обучения ученику так и не открывается социокультурный смысл учебной деятельности в результате чего он не может сказать, что он приобрел в процессе учения лично для. В основе разработки учебных программ нового типа, которые коренным образом отличаются от принятых в традиционной школе, лежит теория учебной деятельности. Именно субъекту учебной деятельности принадлежит ее содержание, структура, а также способность осмысленно включаться в процесс учения. Вместе с тем, до сих пор психологические особенности субъекта учения изучались недостаточно. Главное внимание уделялось строению самой учебной деятельности, характеру учебной задачи и учебных действий, их проявлению в конкретных учебных предметах. Вместе с тем, возникает необходимость исследовать мотивационно-ценностную сферу субъекта деятельности. Одними из первых к исследованию приступили Мясищев 1960Е. Шорохова 1962, 1970Г. Щукина 1979Д. Эльконин 1974М. Ярошевский 1972 и др. Кроме того были учтены теоретические и экспериментальные исследования мотивации в психологии Орлов 1977Л. Божович 1972Р. Жданова 1969В. Леонтьев 1979А. Маркова 1983П. Якобсон 1969 и др. Общепсихологическая теория отношения Мясищева послужила импульсом для дальнейшей разработки психологами и педагогами отношений личности. В подходе к исследованию проблем личности в отечественной психологии проявляется единство мнений ученых в том, что стержневым образованием и ядром личности являются ее отношения к объективной действительности, к другим людям, к самой себе Важность изучения отношений личности подчеркивается учеными различных стран Важные общетеоретические и экспериментальные аспекты изучения отношения школьников к учению представлены в работах К работам этого направления примыкают интересные исследования мотивации учения школьников, проводимые За рубежом ученые исследуют мотивационный аспект отношения школьников к учебной деятельности с диалектико-материалистических позиций Герстман считает, что отношение школьников к учению зависит от мотивации. С точки зрения Важным направлением исследования отношения школьников к учению является изучение факторов, обусловливающих его формирование. Оно представлено психолого-педагогическими и сугубо педагогическими исследованиями. Исходным в них является положение о детерминированности отношения к учению извне - содержанием обучения, его организацией, методами. В педагогических работах Кроме этого, в психолого-педагогических работах сделана попытка определить как внешние педагогические воздействия становятся реальными факторами учебной деятельности школьников, превращаясь из объективных условий в субъективный психологический регулятор Становление положительного отношения младших школьников к учению через определение индивидуальной меры трудности в учебной деятельности рассматривалось в исследовании В ряде работ раскрыто влияние педагогической оценки на становление отношения школьников к учению. Несмотря на различные исследования, раскрывающие общие и специфические особенности изучаемой проблемы, следует констатировать о недостаточной разработанности дидактических аспектов, средств и условий, способствующих формированию ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы, в том числе и в системе развивающего обучения. Особенности концепции развивающего обучения таковы, что, как мы предполагаем, оно имеет наибольшие возможности для становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы. Отсюда актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью формирования ценностного отношения к учебной деятельности учащихся и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике начальной школы. В этой связи проблема исследования заключается в необходимости определения педагогических условий становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор нами темы исследования: "Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Цель исследования состоит в разработке модели, представляющей собой совокупность педагогических условий становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Объектом исследования выступает педагогический процесс начальной школы в системе развивающего обучения. Предметом исследования является становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать и обобщить теоретические положения и практические предпосылки становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся в теории и практике начального образования. Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы. Разработать и внедрить научно-практические рекомендации по становлению ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы для учителей, работающих в системе развивающего обучения Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные идеи философской теории ценностей Кроме того, теоретическому осмыслению поставленной проблемы способствовали специальные исследования, посвященные изучению особенностей развития детей младшего школьного возраста в учебной деятельности Методы исследования определены его целью, задачами и логикой. В работе использован комплекс методов исследования, включающий теоретико-методологический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, педагогическое наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности школьников, изучение учебной школьной документации, использование метода экспертных оценок и самооценок. Результаты исследования были обработаны с использованием методов математической статистики. Решение задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялись с 1998 г. Второй этап 1999-2000 гг. Третий этап 2000-2001 гг. В качестве респондентов выступали учащиеся третьих классов, учителя и родители. В исследовании приняли участие 217 человек. Практическая значимость исследования заключается в том, что осуществлено внедрение модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся в учебный процесс начальной школы и разработаны методические рекомендации по ее успешному функционированию в практике начального образования; предложен комплекс методик выявления уровня сформированности компонентов ценностного отношения к учебной деятельности учащихся с учетом изучения состояния показателей ценностного отношения. Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены исходными методологическими позициями; применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования; проведением эксперимента в строго учитываемых и контролируемых условиях; систематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы; подтверждением гипотезы исследования и получением статистически достоверных данных. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в докладах и тезисах всероссийских гг. Москва, Тула, Улан - Удэ - 2000 г. Краснодар, 2001краевых г. Бийск, 1999-2001 и городских научно-практических конференций г. Барнаул, 19982001а также в Вестнике Витебского государственного университета Витебск, 2001. Различные аспекты исследуемой проблемы были изложены в выступлениях на заседаниях кафедр общей педагогики, начального образования Барнаульского государственного педагогического университета. На защиту выносятся следующие положения: 1. Учебная деятельность младшего школьника осуществляется не только на основе осознания общественной значимости учения для человека, но и предполагает поиск ребенком личностного смысла и ценности этой деятельности. Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся происходит на основе построенной модели, выполняющей нормативную функцию и включающей в себя целевой, содержательный, технологический и результативный блоки. Основными структурными элементами технологии становления ценностного отношения к учебной деятельности являются: потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный, оценочно-рефлексивный. Диагностика уровней сформированности компонентов ценностного отношения учащихся начальной школы предполагает изучение состояния показателей ценностного отношения. Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Заключение диссертации по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования", Хмелева, Оксана Геннадьевна Заключение Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы является актуальной проблемой, стоящей не только перед педагогической наукой и практикой, но и перед обществом, т. Актуальность проблемы исследования обостряется тем, что именно по окончании начального звена школы наблюдается тенденция отчуждения учащихся от дальнейшего обучения в. Это связано с тем, что ребенок не находит для себя смысла учения и не принимает его общественной значимости. Отсюда наличие у учащихся негативного отношения к учебной деятельности. Цель исследования заключалась в разработке модели и технологии становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Конструированию модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы предшествовал анализ состояния поставленной проблемы в теории и практике начального образования. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в науке накоплен достаточный потенциал, позволяющий осуществлять исследования, касающиеся ценностного отношения учащихся к их учебной деятельности. Вместе с тем, при анализе научных источников выяснилось, что проблема условий становления и развития ценностного отношения к учебной деятельности младших школьников еще не выступала предметом самостоятельного исследования. Как мы предполагаем, это связано с тем, что традиционно возможность развития исследуемого отношения относилась к первой половине подросткового возраста. В аспекте достижения поставленной цели мы представили опыт разработки модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в условиях развивающего обучения. Процесс проверки эффективности модели на практике предполагал органичное проникновение всех технологических элементов в каждый компонент структуры учебной деятельности на всем протяжении от начала и до получения результата. Поэтому все компоненты структуры учебной деятельности функционировали взаимосвязано с ценностной направленностью педагогического процесса. От этой взаимосвязи и оптимального сочетания элементов технологии и компонентов учебной деятельности зависят успешное становление ценностного отношения и осуществление учебной деятельности в целом. В ходе исследования нами были поставлены задачи, вытекающие из цели и гипотезы: 1. Проанализировать и обобщить теоретические положения и практические предпосылки становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся в теории и практике начального образования. Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы. Разработать и внедрить научно-практические рекомендации по становлению ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы для учителей, работающих в системе развивающего обучения Подводя итоги теоретического и экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы: 1. В реальной педагогической практике становления ценностного отношения к учебной деятельности не осуществляется, преобладает только наличие низкого уровня этого отношения как побочного продукта формирования учебной деятельности. Реализация в педагогическом процессе противоречия, возникающего между необходимостью формирования ценностного отношения к учебной деятельности учащихся и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике начальной школы, является движущей силой, обеспечивающей становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальных классов. Становление ценностного отношения к учебной деятельности является более эффективным как показывает исследованиеесли в системе развивающего обучения Давыдова реализованы специально разработанная модель, включаюшая в себя целевой, содержательный, технологический и результативный блоки. Особую значимость представляет собой разработанная нами технология становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы. В ней представлены основные элементы потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный, оценочно-рефлексивный и прописаны цели, гипотезы, методы и формы работы, а также способы контроля на каждом этапе работы. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность предложенных в теоретическом исследовании условий, обеспечивающих достаточно быструю замену "практической", "утилитарной" позиции детей по отношению к учебной деятельности позицией - " познавательной", "ценностной". Доказано, что экспериментальное обучение является успешным на основании разработанных нами педагогических условий. Полученные результаты исследования показывают, что решающую роль в формировании ценностного отношения к учебной деятельности младших школьников играет не их возраст, а специальная организация педагогического процесса. При соответствующем его изменении к концу младшего школьного возраста сформированность компонентов ценностного отношения достигает того уровня развития, который традиционно относился к первой половине подросткового возраста. Установлено, что возраст учащихся является только дополнительным фактором, который не накладывает принципиальных ограничений на становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы. Таким образом, имеются достаточные основания утверждать, что задачи исследования решены, а его гипотеза подтверждена. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы. Определенный интерес представляет поиск условий реализации преемственных связей между начальным, средним и старшим образовательными звеньями в вопросах становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся. С решением этих и других проблем мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования. Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хмелева, Оксана Геннадьевна, 2002 год 1. Психология и сознание личности. Размышления о Гуманной Педагогике. Человек как предмет познания. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. Духовные ценности: производство и потребление. Может ли образование быть негуманитарным? От наукоучения к логике культур. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. Факторный анализ с обобщениями. Психология усвоения знаний в школе. Значение культурно-исторической концепции JI. Личность и ее формирование в детском возрасте. Теория и методика формирования воспитывающих отношений в общеобразовательной школе. Киев: Выща школа, 1991. Ориентация учащихся на познание как ценность: Дис. Начала: Choses dites: Пер. Киев: Наукова думка, 1964. Психологические механизмы мотивации человека. Этюды по истории поведения. Учебная деятельность и ее средства. Актуальные проблемы возрастной психологии. Развитие творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности: Дис. Категория ценности: философский и лингво-семантический анализ. Учебная деятельность и моделирование. Виды обобщения в обучении. О понятии развивающего обучения. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. Особенности отношения к учению младших школьников с различной успеваемостью: Дис. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения: Автореф. Психологические особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраста: Дис. Формирование мотивации учения у младших школьников: Дис. Развитие теоретического мышления у младших школьников. Человек и его работа. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1997. Аффект интеллект в образовании. Что же такое личность? Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Тбилиси: АН Грузинской ССР, 1981. Сочинения: В 6-ти томах. Теория ориентации личности в мире ценностей. Томск: Изд-во ТГУ, 2000. Инициация мыслительной деятельности: Дис. В поисках себя: личность и ее самосознание. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1991. Методы и формы научного познания. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Взаимодействие саморазвития и общения личности в воспитательной системе образовательного учреждения. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Как воспитывает процесс обучения. Процесс и структура человеческого учения. Сочинения: В 3-х т. Мозг человека и психические процессы. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Эмоциональная жизнь детского коллектива. Конкретно-историческая обусловленность человеческой деятельности. Киев: Изд-во "Вища школа", 1983. Дидактические основы формирования положительного личностного отношения учащихся к учебной деятельности: Дис. Новые рубежи человеческой природы. Личность и оценочные способности старшеклассников. Социализация в "смутное время". Диалектическое противоречие и логика познания. Модели в науке и технике. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе: Дис. О моделировании сложных систем. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. Воспитание ответственного отношения к учению у старшеклассников как один из аспектов деятельности классного руководителя: Автореф. Моральная ценность научных знаний. Престиж профессии и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. Киев: Наукова думка, 1979. Организация деятельности ученика на уроке. Природа человека в концепции Дидактические условия эффективного использования учебно-познавательных задач в высшей школе: Дис. Проблема ценности в философии. Психология личности в социалистическом обществе. Психология формирования и развития личности. Ростов-на-Дону: Ростовский-на-Дону педагогический ин-т, 1998. Развивающее обучение: теория и практика. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Науки о природе и науки о культуре. Ценности в проблемном мире. Особенности действия контроля в учебной деятельности младших школьников: Автореф. Психология воспитательного воздействия на младших школьников оценки учителем их знаний: Автореф. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Нужен ли эксперимент практику? Качество знаний и пути его совершенствования. Влияние социально-педагогических факторов на отношение младших школьников к учению: Автореф. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. Общая педагогика: в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Мотив и смысл психолого-педагогическое исследование. Развитие жизненных отношений личности методологические и методические модели : Дис. Педагогика: наука искусство. Работа школы с родителями по воспитанию правильного отношения к учению: Автореф. О ценностях жизни и культуры. JL: Изд-во ЛГУ, 1960. Теория ценностей в марксизме. Ростов-на-Дону: Ростовский-на-Дону педагогический институт, 1975. Человек в поисках смысла. Формирование ценностного отношения к прошлому: Дис. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор ее развития: Материалы международной науч. Введение в школьную жизнь. Критический анализ буржуазных концепций "ценностного воспитания" в современной педагоге США: Автореф. Влияние стиля педагогического общения на отношение младших школьников к учению: Атореф. Гуманизация педагогического образования: проблемы и перспективы. Очерки по философии образования. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Проблема познавательного интереса в педагогике. Воспитание детей в школе. Введение в психологию развития. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Психология обучения младшего школьника. Знание и мышление школьника. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Психологические проблемы мотивации поведения человека. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Values in human society. The contributions of Pitirim Psychologisky rozbor skolskych neuspechon ziakov. Na porovnanie vykonovych a vyvinovych zavislosti u neprospieva jucich ziakov ZDS. Bratislava, SPN, 1973, s. The Philosophy of Value NN: 1968, Beliefs, attitudes and values. A theory of organization and chenge. Reflections on Behaviorism and Society. Theorie und Praxis der lernmotivation. Ein Beitrag zur padagagischen Psychologie. О nance szkolnej ucznion zdolnech Przycryny niecheci do nauki i nieponodzenia w nauca Warszawa, PZWS, -1971. Les jumeux,le coupl et lapersonne. Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций OCR. В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок. Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций. ООО "Научная электронная библиотека", г.

Карта сайта

49 50 51 52 53 54 55 56 57


copyright © skladpolov.ru